Герб моего города - Актобе!!!
Салам всем вам! $_MUZon Стихотворельня! uProgrammer Наш город Записочки!

Основание Актобе!!!
Исторические деятели нашего города! Названия улиц!Сохранить документ
Исторические страницы нашего города.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ НАШЕГО ГОРОДА. НАЗВАНИЯ УЛИЦ!

Карта моего Актюбинска!
Карта Актюбинска Главная площадь города! Главная улица Актобе! Ночная площадь Актобе! Ну в общем тоже главная улица в конце Ночная КОРОНА



проспект Абая, бывший Октябрьский бульвар!


         Абай ( Ибрагим ) Кунанбаев ( 1845- 1904гг) - поэт, композитор, философ, просветитель, передовой человек своего времени, искавший верный путь для облегчения жизни родного народа.
         Абай Кунанбаев родился в Чингиских горах Семипалатинской области, в кочевьях рода Тобыкты. Отец Абая, Кунанбай Усканбаев, властный суровый степной правитель, был старшиной тобыктынского рода, совершивший много разнообразных деяний и благородных поступков за свою жизнь во блага народа.
         Дав сыну домашнее образование у наемного муллы, Кунанбай послал десятелетнего мальчика в Семипалатинск в медресе Ахмеда Ризы.
         При медресе была богатейшая библиотека, где в основном, помимо религиозной литературы, находились классические произведения древнетюркского наследия и средневековой восточной поэзии. Здесь Абай выучил арабский, персидский, чагатайский (староузовский) языки, прильнул к благодатному роднику восточной поэзии. К концу учебы в медресе Абай самовольно в течение нескольких месяцев посещал русскую школу, где тесно приобщился к русскому языку и литературе.
         В медресе Абаю удалось проучиться всего три года и несколько месяцев, затем по воле отца он вернул его в аул и стал приучать к административной деятельности главы рода.
         Абай занял заметное место среди деятелей того времени: степь ему пророчила судьбу знаменитого бия. К двадцати годам своей жизни Абай стяжел славу первого оратора, знал на память многочисленные решения разнообразных дел знаменитыми биями и, благодаря своим стараниям знать и не обычайной своей памяти, представлял ходячий сборник народных преданий, пословиц, сказок и афоризмов, созданных мудрецами казахского народа.
         Переворотом во взглядах Абая на жизнь и творчество произошел в 80-х годах, когда Абай познакомился с русскими политическими ссыльными С.Гроссом, собиравшем в степи материалы для брошюры "Юридические обычаи киргиз" и Е.Михаэлисом, оказавшим огромное влияние на просвещение и образование Абая. Именно в это время он окончательно почувствовал себя поэтом и, удалившись от общественных дел, посвятил свой досуг чтению и сочинению стихов.
         Первое произведения поэт распространяет под именами своих друзей. Только летом 1886 года, когда Абаю уже минуло сорок лет, написав прекрасное стихотворение " Лето " он впервые решился поставить под ним свое имя. Все последующие годы жизни Абая прошли в необычайной содержательной, напряженной творческой поэтической деятельности. Первые стихи его заучивались наизусть, передавались из уст в уста. Имя поэта стало самым популярным в казахской степи. Стихи Абая звали к борьбе за уничтожение гнета, невежества. В своих произведения Абай решительно выступал против насилия, эксплуатации, мусульманского религиозного фанатизма, родовых междоусобиц, боролся с отсталостью степи, звал народ к просвещению.
         Кажется, нет такой стороны жизни, которая не нашла бы своего отражения в творчестве Абая. И природа, и социальные отношения, и общественное устройство, и просвещение - ничто не ускользает от взора художника-мыслителя.
         Новым для зарождающейся казахской литературы было и то, что Абай первым начал переводить на родной язык произведения А.С.Пушкина, И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, а через него Байрона, Гете. Прикосновение к богатству русской классической литературы определило духовный поэтический рост самого Абая.
         Особого разговора достойно музыкальное творчество Абая. Его мелодичные песни "Привет тебе, тонкобровая", "Унижена моя душа", "Письмо Татьяны" и др. ввели в народное песенное творчество новые музыкальные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств родного языка.
         Абай Кунанбаев также был крупным мыслителем, философом. Его произведения глубоко пронизаны философскими идеями, мыслями по истории, этике, психологии, педагогике, праву. Важное место в философском наследии Абая занимает " Книга слов ", представляющая собой философо-моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирическиее высказывания поэта. Это плод многолетних дум, волнений и благородных душевных порывов Абая.
         Передовые идеи Абая, его выступления против отсталых феодальных устоев, вызвали лютую ненависть степных феодалов, ведущих против него беспрерывную грязную и коварную войну. Поэт жил в мрачной атмосфере злобы и ненависти. В 1904 году, надломленный тяжелой борьбой и горестной жизнью, великий акын скончался. Его тело похоронено в зимовке Жидебай под Чингискими горами.
         Абай Кунанбаев еще при жизни сотворил себе памятник. Памятник гению, открывшему путь к освобождению личности.


Обратно к списку


улица Алтынсарина, бывшая улица Коммунистическая


         Выдающийся педагог и просветитель, Ибрай Алтынсарин, пожалуй, как никто, многое сделал для развития народного образования в Казахстане. После окончания семилетней школы в Оренбурге, он начинал как переводчик. Но, получив разрешение на открытие начальных школ, стал учителем, позднее - инспектором. Алтынсарин вкладывал огромную энергию в организацию учебно-воспимтательной работы.
         Педагогическо-просветительская деятельность Алтынсарина была тесно связана с русской культурой. Большое влияние оказали на его формирование знакомство и контакты с видными учеными и педагогами В.В.Радловым, В.В.Григорьевым, А.Е.Алекторовым, углубленное изучение трудов К.Д.Ушинского.
         Алтынсарин открыл первое в Казахстане женское училище, где девочки наряду с изучением общеобразовательных предметов занимались рукоделием. Подобные училища открылись позже в целом ряде городов. Для своего времени создание подобного училища было революционным.
         Добивался Алтынсарин и открытия сельских и ремесленных училищ. По его мнению, молодые казахи должны были бы здесь упорно осваивать земледелие, садоводство, огородничество, как и столярное, токарное, кузнечное и другие ремесла, осваивать новые машины, агрегаты, оборудование. Настойчивые подвижнические труды Алтынсарина увенчались успехом. Ему удалось открыть и первую ремесленную школу.
         Алтынсарин составил первую хрестоматию, которая называлась "Киргизской". Она способствовала популяризации в Степи научных знаний. Посредством " Киргизской хрестоматии " казахский педагог и просветитель призывал соплеменников упорно осваивать научно-технические знания, переходить к оседлому образу жизни, а вместе с ним - и к земледелию. Ряд произведений Алтынсарин преследовал чисто просветительские и научно-популяризаторские цели, повествуя о новинках научно-технического прогресса и в целом о его значении для народа.
         Другие творения Алтынсарина носили социально-обличительный характер. В них он клеймил русских колониальных администраторов, казахских султанов и баев за алчность и невежество, равнодушие к судьбам простого люда; биев и судей за то, что разоряют дотла аулы, не думая о том, что придет час возмездия. И эти упреки бросал сын зажиточного человека и внук бия! Доставалось и ханам, которые " не знают правды, чинят всюду насилие ". Вновь следовало предупреждение: обираемые и обманываемые доберутся и до верховных правителей.
         Виднейший представитель казахской "черной" кости, Ибрай Алтынсарин неустанно обращал свой голос к массам простолюдинов - главному предмету своих симпатий, горячо и страстно призывал их идти к свету науки, просвещения, сбрасывать с себя вековую дремоту, темноту,невежество и косность. " Долг каждого из нас - принести посильную лепту на пользу своей Родине",- не уставал повторять выдающийся педагог и просветитель.
         Ибрай Алтынсарин не пришел к мысли о необходимости насильственного ниспровержения основ, уничтожения социального-политического строя, основанного на неравенстве, хотя и постоянно осуждал их. Но объективное содержание и высочайший пафос его произведений и всей деятельности таковы, что он готов был бороться со всеми и всем, мешающим народу зажить свободно и счастливо.


Обратно к списку


улица им. Арынова, бывшая улица Петровского


         Мухтар Галиевич родился в селе Аксу Аксусского района Талдыкорганской области. После окончания института иностранных языков был оставлен на работу в этом же институте, где в 1957 году начал свою деятельность сначала преподавателем, затем, после успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, заведующим кафедры грамматики немецкого языка.
         С 1974 - 1981 гг. Мухтар Галиевич - проректор Казахского педагогического института им.Абая. С 1981-1983 гг. работал начальником отдела педвузов Министерства просвещения Казахстана.
         В июле 1983 года М.Г.Арынов был переведен ректором педагогического института им.К.Жубанова, где работал до последних дней жизни.
         Работая в системе высших учебных заведений, он внес большой вклад в дело подготовки научно-педагогических кадров, учителей для общеобразовательных школ.
         Мухтар Галиевич является соавтором учебного пособия " Краткая грамматика немецкого языка", методических разработок по немецкому языку. В 1986 году он выпустил учебник " Грамматика немецкого языка. Морфология", работал над второй частью учебника - "Синтаксис немецкого языка".
         В 1988 году ему присвоено звание профессора. За время работы ректором Актюбинского педагогического института М.Г.Арынов проявил себя как умелый организатор и ученый-педагог. По его инициативе были предприняты меры по коренному улучшению качественного состава научно-педагогических кадров, укреплению материальной базы института, обеспечению общеобразовательных школ учителями.
         М.Г. Арынов вел активную и плодотворную общественную работу, избирался народным депутатом республики. Он внес большой личный вклад в дело восстановления историко-культурного наследия и духовного обогащения населения, нравственного воспитания молодежи, активно участвуя в юбилейных мероприятиях, посвященных Есет-батыру Кокиулы, Есету Котибарову, ученому К.Жубанову, композитору У.Кулумбетов. Им была проведена широкомасштабная работа по пропаганде творческого наследия Абая.
         Заслуги ученого отмечены медалью " За доблестный труд ", двумя Почетными грамотами Верховного Совета Казахстана и нагрудным знаком " За отличный труд в работе в области высшего образования СССР".


Обратно к списку


улица Тахави Ахтанова, бывшая улица 50 лет Октября


         Тахави Ахтанов родился 25 октября 1923 года с. Шешетиргиз Челкарского района Актюбинской области. В 1940 году поступил в Каз ПИ им. Абая. В 1941-1948 гг. служил в рядах Советской Армии, участник отделом Казахского объединенного государственного издательства ( 1948-1951 гг), начальником сценарного отдела киностудии " Кахахфильм " 1951-1953гг), редуктором журнала ("Эдебиет жэне искусство" 1953-1954гг), ответственным секретарем Правления Союза писателей Казахстана ( 1954-1955гг.), ответственным секретарем Карагандинской области отделения СП Казахстана ( 1955- 1957гг.)/ начальником главного управления по делам искусств при Совете Министров Казахской ССР ( 1957-1958гг.), главный редактор журнала " Жулдыз " ( 1971- 1972 гг.) , директор Государственной книжной палаты Казахской ССР ( 1957-1984 гг).
         Творческий путь Т.Ахтанов начал со стихов, которые были напечатаны во фронтовых газетах, вошли в коллективный сборник " голоса молодых " (" Жастар дауысы ", 1949 г.). В 1956 г . вышел роман " Грозные дни", принесший известность автору. Впоследствии эта книга была переведена на языки народов СССР, на немецкий, персидский, турецкий языки. Произведение отличается глубоким проникновением в психологию человека труда, раскрытием его внутреннего мира, его духовного богатства. Романом-дилогией "Свеча горит", Ахтанов с большой художественной силой обрисовав героизм народа в годы суровых испытаний, внес значительный вклад в разработку военной тематики. Ахтанов плодотворно работает в областной драматургии. Его перу принадллежат драмы " Сауле ", "Буран", " Неожиданная встреча ", " Печаль любви", " Отец и сын ", "Клятва", " Потерянный друг ", комедия " Покорный зятек", поставленные в Казахском академическом театре юного зрителя, республиканском театре юного зрителя, областных драматических театрах. Плодотворно литературоведческая деятельность Ахтанова в монографии "Габит Мусрепов" (1956), в сборниках литературно-критических статей " Караван " ("Керуен",1969г.), "Кокейкест1" (1980) он исследовал газетные искания современной казахской литературы. Ахтанов перевел на казахский язык " Сказку о золотом петушке" А.С.Пушкина, трилогию " хождение по мукам" А.Н.Толстого, роман "Кавалер Золотой Звезды" С.П.Бабаевского, рассказы И.С.Тургенева, А.М.Горького и др. Произведения Тухави Ахтанова переведены на языки народов СССР и языки многих народов мира. Награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знак Почета, медалями СССР.


Обратно к списку


улица им.Байганина


         Нурпеис родился в семье бедняка в Темирском районе Актюбинской области. С юных лет проявил склонность к сложению песен, играл на домбре и, разъезжая по аулам, выступал с песнями. Поэтому многие его песни, сложенные в годы странствия, отображают жизнь широких слоев общества, тяжелое положение казахской бедноты, а также обличают насилие и гнет баев и волостных управителей.
         Нурпеис - крупнейший акын, создатель эпических поэм. Наряду с новыми вариантами эпоса "Кобланды-батыр", "Кубыгул", "Торехан" и мн. др. он создал такие поэмы, как "Аккенже", "Наргиз". В айтысах побеждал акынов Актана, Казакбая.
         После революции поэтический талант Нурпеиса получил полный расцвет. Он сложил множество песен и поэм, отображающих современную действительность. Нурпеис, как и Джамбул, побывал в Москве, Алматы и других уголках Казахстана. Впечатления, полученные им от посещения новых мест, вливали новые творческие силы. Произведения Нурпеиса публиковались в республиканских газетах и журналах, а также издавались отдельными сборниками. Так, были напечатаны "Ор1стеген ом1р" (1939г.), " Акын шабыты" (1940),"Тандамалы шыгармалары" (1945), " Избранные произведения (1946), и др. Почти все произведения, сложенные им до революции и в советское время , были записаны.
         Поэмы " Комиссар Пожарский"," Акын", "Ер туралы жыр"(песня о герое ), " Жиырма бес " ( двадцать пять ) ярко показали могучую силу поэтического таланта Нурпеиса. Он был членом Союза писателей. Нурпеису Байганину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Казахстана. Он был награжден орденом " Знак почета".


Обратно к списку


улица Берсиева


         Чаганак Берсиев родился в 1881 году в Уилском районе Актюбинской области. Ветеран колхозного строя, инициатор поливного земледелия в Актюбинской области.
         В 1940 году за высший урожай проса Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Ленина.
         Возглавляемый им просоводческая бригада в колхозе им. Курманова Уилского района, Актюбинской области в 1940 г. получила с площади 3,25 га по 125 центнеров с гектара. Это был мировой рекорд по урожайности проса на поливных землях.
         В 1941 году Чаганак Берсиев вырастил в среднем по 155, 8 центнера проса с гектара, а в 1943 году с площади 4 гектара он получил по 201 центнеру проса с остальной площади (36 гектаров) - по 80 центнеров с гектара.
         Пламенный патриот Родины он внес на строительство танковой колонны 50 тысяч рублей, а при выезде на фронт в составе делегации Казахстана сдал 325 пудов заработанного им хлеба, заявив "Пусть каждый килограмм выращенного мною проса будет ударом по кровожадному врагу". Из своих излишков он дополнительно сдал ещё 50 пудов хлеба. Он воспитал трех сыновей - фронтовиков. Он передал в фонд обороны денежные сбережения на постройку самолета. Жизнь и трудовая деятельность Берсиева описана в романе Г. Мустафина "Чаганак".
         Умер Чаганак Берсиев в 1944 году. Ему воздвигнуты памятники в г. Актюбинске, в городском парке культуры отдыха им.. А. С. Пушкина и на его родине, в совхазе Берсиева Уилского района Актюбинской области


Обратно к списку


улица Валиханова


         Чокан Чингисович настоящее имя Мухамед-Ханафия родился в 1835 году, урочище Кушмурун, ныне Семиозерный район Кустанайской области - просветитель-демократ, путешественник, этнограф, фольклорист, исследователь истории и культуры Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. В 1847-1853гг учился в Омском кадетском корпусе. Еще в кадетском корпусе у Валиханова возникает интерес к изучению родного края, стран Востока. В 1853 году Валиханов направлен на службу в Сибирское казачье войско, в 1854 г. адъютант Западно-Сибирского генерал-губернатора Г.Х.Гасфорта. В 1855 г. принял участие в поездке по центральному Казахстану, Семиречью и Восточному Казахстану (Тарбагатай). В этом путешествии Валиханов собрал материалы по истории казахского народа, религии, статистике, праву и др.
         Большое значение для формирования общественно-политических взглядов Валиханова имело его знакомство с представителями передовой демократической интеллигенции ( С.Ф.Дуров, Ф.М.Достоевский). В 1856-1857гг. участвовал в экспедициях: от озеро Алаколь к Центральному Тянь-Шанью; к озеро Иссык-Куль; в Кульджу. В 1857 году вторично побывал в Киргизии, где впервые сделал научную запись, частичный перевод на русский язык памятники эпического творчества киргизского народа "Манас". Результаты путешествий Валиханова в 1856-1857 гг. отражены в путевых очерках "Дневник поездки на Иссык-Куль", "Западная провинция Китайской империи и г.Кульджа", " Записки о киргизах". Новым этапом научной деятельности Валиханова была поездка в Кашгарию (1858-1859гг.), исследования этого края принесли ему славу известного ученого. Главным результатом поездки Валиханова в Кашгарию стал его капит. труд " О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Кимтайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)", посвященный истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана. В конце 1859-1861гг. Валиханов жил в Петербурге, где работал в нескольких учреждениях: Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе и одновременно слушал лекциив университете. Весной 1864 г. Валиханов был приглашен участвовать в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева по присоединению Южного Казахстана к России. В 1864 г. Валиханов возвратился в г. Верный.
         Валиханов был первым казахским художником, исполнившим большое количество этнографических точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые дневники.
         По своим общественно-политическим и философским взглядам Валиханов был просветителем-демократом, осуждал произвол казахских феодалов, колонизаторскую политику царизма, пропагандировал переход казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление их общественно-культурной отсталости путем приобщения к русской культуре, считал роль религии реакционной. Идеи Валиханова получили развитие в работах ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева и других казахских просветителей.


Обратно к списку


улица Джамбула


         Джамбул - знаменитый акын-импровизатор, родился он в Семиречье у подножья горы Джамбул Хан, в нынешнем Коктерекском районе Джамбульской области. Отец его - Жапа был батраком. Сам Джамбул также с юных лет испытал нужду и горе, однако ничто ему не смогло помешать рано научиться играть на домбре. Первым его учителем был известный народный акын Суюмбай. Джамбул под его руководством разучивает и исполняет бытующие в народе песни, жыр, исторические поэмы, айтысы акынов и др. Джамбул вступает в айтыс со многими акынами. Так в 1881 г. он встречался с Кулмамбетом, 1898 г.-с Сарбасом, в 1902 г.- с Досмагамбетом, в 1909 г. - с Шашубаем, и во всех этих айтысах он выходил победителем.
         Слава Джамбула широко распространилась во всем Жетысу и в Киргизии. Народ всюду оказывал ему почет и уважение. В 1916 г. Джамбул сложил свои песни о повстанцах, сочувствуя их борьбе. Полный расцвет поэтического таланта Джамбула наступил после Великой Октябрьской социалистической революции. Джамбул в советское время сложил огромное количество песен и поэм.
         Начиная с поэмы "Бег времени", сложенной еще в 1927 г., и кончая глубоко патриотическими песнями и толгау периода Великой Отечественной войны, - все его произведения посвящены отображению социалистической действительности, героической борьбы советского народа, дружбы народов.
         Писатели Казахстана постоянно оказывали идейно-художественное влияние на творчество Джамбула. Они тщательно записывали его импровизации, знакомили акына с лучшими образцами художественной литературы, читали ему переводы произведений русских поэтов, разъясняли политические, исторические события, знакомили с общественной жизнью страны, с ее экономикой и культурой.
         С 1936 года произведения Джамбула получили широкое распространение не только на казахском языке, но и в переводах на русский язык. Благодаря русским переводам его произведения стали достоянием всех народов Союза ССР и переводятся на многие языки стран народной демократии, в зарубежных странах. Много раз издавались произведения Джамбула отдельными книгами: "Олен-жырлар" (1937г.,1938г.), "Суранши-батыр"( 1939г.,1940г.), " Путешешествие на Кавказ" (1938), "Произведения Джамбула" (т.1,1940), "Болат тонды батыр", ( Ба-тыр, одетый в броню, 1940 ), "Майдан жыры"(1942), " Алынбас Камал" ( Неп-риступная крепость,1943) и т.д.
         В годы Великой Отечественной войны Джамбул сложил ряд патриотических песен, призывающих весь народ к героической борьбе и великой победе. Писатель В.Вишневский, поэт А.Прокофьев и др. особо отметили могучую силу толгау " Ленинградцы, дети мои! ", которое воодушевило жителей осажденного Ленинграда.
         Джамбул умер 22июня 1945 года и погребен на своей родине в колхозе имени Джамбула Алмати области. Над могилой устроен куполообразный мавзолей


Обратно к списку


улица Саги Жиенбаева, бывшая улица Ахмета Жубанова


         Саги Жиенбаева родился в 1934 г. в селе Оймауыт Байганинского района Актюбинской области. В 1955 г. окончил филологический факультет педагогического института им. Н.В.Гоголя в Кзыл-Орде.
         Работал заведующим отделом поэзии журнала "Жулдыз" и литературной газеты "Казах эдебиети", заведующим редакцией поэзии журнала "Жазушы".
         В 1959 году вышел сборник стихов С.Жиенбаева "Ласточка". Впоследствии были изданы сборники стихов "Подарок"(1960), "Степной цветок"(1961), "Тайна моря"(1963),"На заре"(1964), "Мой сосед"(1965), "С добрым утром" (1966), " Белые волны "(1967), "Газель" (1969 и т.д.
         Автор либретто к операм "Енлик-Кебек", "Махамбет" и многих текстов песен. Переводчик стихов М.Ю.Лермонтова, О.Туманяна, В.Брюсова, Я.Смелякова,Р.Гамзатова


Обратно к списку


улица Братьев Жубановых, бывшая улица Энгельса


         Кудайберген Куанович родился 19.12.1899 году, ныне Темирский район Актюбинской области. Один из основоположников казахского языкознания, тюрколог, педагог, профессор (1932) . В 1912 г. окончил Илецкое двухклассное русское училище, в 1922 г.- медресе - в Оренбурге. Работал на ответственных должностях в Темирском уездном отделе народного образования, Актюбинского губоно, инспектором Наркомпроса. В 1928 г. окончил Ленинградский институт восточных языков им. Енукидзе (ЛИЖВЯ) и в течение 5 месяцев экстерном заканчивает это учебное заведение по специальности "тюркские языки". А когда он возвращается в Актюбинск, то его ожидает сюрприз, т.е. вызов на работу в аппарат Казнаркомпроса, который находился тогда в столице республики - в городе Кзыл-Орде. Но на новом месте он работает недолго, ибо вскоре Наркомат принимает решение "Об использовании Жубанова на научной работе" и с 1 января следующего 1929 года он направляется в аспирантуру того же ЛИЖВЯ. Через полтора года К.Жубанов возвращается и устраивается на работу в открывшимся тогда в Алмате первому вузе республики КазГУ, который через некоторое время был переименован в КазПИ. В конце 1930 г. по ходатайству ряда специалистов КазГУ, в том числе зав.кафедрой тюрко-монгольских языков профессора Соколова, его вновь командируют в Ленинград для "выработки из него" высококвалифицированного тюрколого-монголиста.
         В этот раз К.Жубанов предпочитает институту восточных языков академический институт Яфетидологии, который позднее был переименован в Институт языка и мышления, возглавлявшийся в то время академиками Н.Я.Марром и И.И.Мещаниновым. Теоретический курс К.Жубанов завершает в конце 1932 года и приступает к работе в КазПИ в качестве зав.кафедрой общего и казахского языкознания. С этого времени он активно развивает свою деятельность на поприще языка и языкознания. В этот период он является членом коллегии Наркомпроса и зав. сектором методики и программ этого ведомства; председателем УМС Наркомпроса, председателем Гостерминкома республики, учрежденного при КазНКП; зав.сектором языкознания КазФАН СССР; зав. сектором института национальной культуры Общества изучения Казахстана; консультантом при Институте марксизма-ленинизма крайкома КПК.
         Жубанов исследовал вопросы фонетики и грамматики казахского языка, нашедшие, в частности, отражение в задуманной ученым серии "Исследования по казахскому языку"(вышло два выпуска). Он является автором первых программ и учебников казахского языка для образовательных школ и вузов республики. К.Жубанов участвовал в разработке правил перехода казахской письменности с арабской графики на латинскую.
         Жубнов избирался членом ЦИК Казахской АССР, в 1933 г. возглавил Государственный комитет по переводу терминологий. Умер 25 декабря 1938 г. в г.Алматы.
         Ахмет Куанович родился 29.04.1906 г. в урочище Косуактам, ныне Темирский район, Актюбинской области, умер 30.05.1968 г .- казахский музыковед, музыкальный писатель-историк, композитор, дирижер, академик АН Казахской ССР , доктор искусствоведения (1943). Первые учителя, направившие А. Жубанова на творческий путь кюйши Талым и аульный учитель К. Ашгалиев. Большое влияние на формирование жизненного мировоззрения Ахмета Жубанова оказали - писатель Ж.Тлепбергенов, старший брат ученый К.К.Жубанов. В 1919-1928гг. А. Жубанов работал секретарем аульного совета, учителем, одновременно брал уроки сольфеджио и теории музыки у скрипача П.Черняка. В 1929-1932 гг. учился в Ленинградском музыкальном техникуме им.М.И.Глинки (по классу скрипки А.А.Этигона) и в консерватории им.А.Римского-Корсакова ( по классу по теории и истории музыки - у Б.В.Асафьева). В 1932-1933гг. ( ныне институт театра, музыки и кино). В 1933 г. преподавал в Алматинском музыкально-драматическом техникуме, составил на казахском языке первый "музыкальный букварь". Организовал музыкальный кабинет и экспериментальную мастерскую по усовершенствованию казахских народных инструментов. В 1934 г. под руководством Жубанова был создан ансамбль домбристов, на основе которого возник Оркестр казахских народных инструментов, одновременно преподавал историю казахской музыки, дирижирования, инструментовки.
         Ахметом Жубановым написаны научные труды и исследования по истории казахской народной музыки, о жизни и творчестве народных певцов, кюйши,композиторов: "Курмангазы"(1936), "Жизнь и творчество казахских народных композиторов"(1942), "Струны столетий" (1958), "Соловьи столетий" (1958). Жубанов - один из основателей казахского профессионального музыкального искусства. Им записаны и опубликованы музыкальные произведения для домбры, кобыза, сыбызги, переложены для оркестра народных инструментов многие народные кюи Автор опер " Абай" (1944г. совместно с Л.А.Хамиди; Гос. премия Казахской ССР 1978 г. посмертно), "Тулеген Тохтаров" ( 1947 г. совместно с Хамиди); песен и хоров " Родина", "Белая Шолпан","Наш город"," Солнце мое - Москва", " Песня о партии ", "Карлыгаш", "письмо с фронта", "Клятва" и т.д. Сочинил музыку к пьесам Г.М.Мусрепова " Козы Корпеш - Баян Сулу"(1938), М.Ахинжанова " Исатай-Махамбет" ( 1938г., совместно с М.М.Ивановым-Сокольским), к фильму "Амангельды" (1938г., совместно с М.Ф.Гнесиным).


Обратно к списку


улица Бакытжана Махамбетова, бывшая улица Михайлова


         Бакытжан Саназарович Махамбетов родился в 1910 году в ауле № 7 Шалкарского района. Охота к перемене мест свойственная людям энергичным, смелым. Оставив традиционное животноводство, в города на новые предприятия, на железнодорожный транспорт двинулись сотни, тысячи молодых джигитов. И среди них Бакытжан Махамбетов. В 1930 г. он приходит на железную дорогу, сначала начальником карточного бюро IV отделения Оренбургской железной дороги, , затем заведующим отделом райпрофсоюза по кадрам управления Оренбургской железной дороги (г.Чкалов). А когда начали строить Актюбинский завод ферросплавов, - пришел на АЗФ в 1942 - 1944 гг. уполномоченный ОРСа АЗФ и заместитель начальника отделов кадров, а затем с 1944 - 1948 гг. - заместитель директора АЗФ по общим вопросам.
         Бакытжан Махамбетов был одним из самородков, призванных временем для решения больших, новых дел. Рабочий день его продолжался по 20 часов в сутки. Завод строился в невероятно тяжелых условиях, надо было в срочном порядке выпускать продукцию, кормить одевать людей, думать о крыше над головой, нельзя было откладывать строительство школ и детских садов. Сколько же внимания, искреннего участия в жизни людей нужно было проявить, чтобы они сами, возможно того не осознавая, стали называть свое поселение Махамбетовка. Б. Махамбетова люди любили, в него верили, потому что он был всегда рядом с ними, легкую, чистенькую жизнь себе не устраивал, напротив без единой жалобы, без тени раздражения тянул, нелегкую ношу организации, снабжения, учета и разумных затрат материальных ресурсов. Заместителей по экономическим вопросам в то время не было, его функции исполнял заместитель по общим вопросам. Для всех же новичков, прибывших на завод, особенно из аулов Бакытжан Махамбетов был зачастую ещё и переводчиком. Он никого по национальным признакам не выделял, заботился обо всех одинаково и потому маленький рабочий посёлок у подножия ферросплавного был спасением для людей, а его строитель - желанным гостем в каждом доме. Вот так и возникло название поселка Махамбетов, Махамбетовка.
         С 1948 - 1949 гг. заместитель управляющего "Актюбуголь", с 1949-1952 гг. - начальник ОРСа Донского рудоуправления.
         С 1952 года до выхода на пенсию Бакытжан Махамбетов работал заместителем директора АЗХС. И опять бесконечные хлопоты по налаживанию соцкультбыта, материально - техническому снабжению предприятия, встречи с председателем Совета Министров СССР Косыгиным, первым секретарем ЦК Компартии Казахстана Кунаевым.
         За период работы на заводе АЗХС он проявил постоянную инициативу по бесперебойному снабжению материалами и оборудованием в период пуска завода и его работы, по переводу оплаты рабочим и служащим завода с системы химической промышленности в систему цветной металлургии при содействии А.Н.Косыгина. Бакытжан Саназарович Махамбетов по воспоминаниям Слюсаря Л.С. - бывшего директора завода АЗХС и Черенкова А.Д - начальника механического цеха - " Это был поистине крупный работник широко масштаба. вопросы снабжения завода он решал на высоком правительственном уровне. Завод всегда был обеспечен сырьем, оборудованием, чувствовалась крепкая рука хозяйственника. Это был очень энергичный, активный, талантливый, порядочный, принципиальный руководитель".
         Бакытжан Саназарович Махамбетов был высококвалифицированным специалистом, компетентным в вопросах экономики и материально - технического снабжения промышленности.
         Он был одним из первых представителей Казахского народа, участвовавших в создании национальной индустрии, казахского рабочего класса и внесший в это дело свою лепту.
         В годы войны он много сил отдавал заботе о человеке, оказывая помощь в приобретении строиматериалов для строительства жилья эвакуированным людям из России, Украины, Белоруссии и людям, приехавшим из аулов, для строительства заводов.
         Рабочие завода всегда ощущали его отеческую заботу в устройстве их быта - благоустроенные общежития и первоклассные детские сады, пионерские лагеря. Под его личным руководством был построен Дом культуры и стадион Химиков. Он как постоянный депутат городского совета много внимания уделял озеленению и благоустройству города.
         Махамбетов Бакытжан Саназарович проводил большую общественную работу. Избирался народным заседателем областного суда, постоянно избирался председателем избирательной комиссии, с 1959 г. шесть раз избирался депутатом горсовета( 1959, 1961, 1963, 1965, 1967, 1969 гг.). Был делегатом II съезда КП Казахстана.
         По инициативе члена президиума городского и областного Советов ветеранов, председателя Совета ветеранов АЗХС Б.М.Тырсина, ветеранов завода А.Г.Халлиулина, Н.А.Ткаченко, Л.С.слюсаря, Р.Г.Хусаинова в онамостическую комиссию было направлено ходатайство на переименование улицы на которой жил Бакытжан Махамбетов его именем. Решением четырнадцатой сессии Актюбинского городского Маслихата от 12 декабря 1996 г. № 143. переименована улица Михайлова в улицу Бакытжана Махамбетова.


Обратно к списку


улица Пацаева


         Виктор Иванович родился 19 июня 1933 в г. Актюбинске - летчик - космонавт, Герой Советского Союза ( присвоено 30 июня 1971 года посмертно). После окончания в 1955 г. Пензенского индустриального (ныне политехнического) института работал в Центральной аэрологической обсерватории, в различном конструкторском бюро. С 1969 г. в отряде космонавтов. В качестве инженера-испытателя (совместно с Г.И.Добровольским и В.Н.Волковым) входил в состав экипажа космического корабля "Союз-11". 7 июня 1971 г. " Союз-11" произвел стыковку с находившейся на околоземной орбите научной станцией " Салют ". Совместный полет космического комплекса (орбитальная научная станция "Салют" и космический корабль "Союз-11") продолжался около 23 суток. После завершения программы полета 30 июня 1971 г. пр возвращении на Землю в результате нарушения герметичности кабины. Пацаев и другие члены экипажа космического корабля "Союз-11" погибли. Награжден орденом Ленина. Похоронен В Москве на Красной площади у Кремлевской стены.


Обратно к списку


улица Сатпаева


         Куаныш Имантаевич родился 12 апреля 1899 года аул № 1 Аккелинской волости Павлодарского уезда Семипалатинской губернии, умер 31.01.1964 г. в г.Москве, похоронен в Алматы, советский геолог, ученый и общественный деятель, организатор и первый президент АН Казахской ССР.
         Окончил Томский технологический институт (1926). К.Сатпаев занимался проблемами геологии рудных месторождений, один из признанных основоположников металлогенической науки страны, создатель казахстанской металлогенической школы. Большинство научных трудов Сатпаева посвящено вопросам изучения геологии рудных месторождений и минеральных ресурсов Казахстана. В научном наследии наиболее ценными являются труды, посвященные изучению Джезказганского месторождения и составлению прогнозно - металлогенических карт Центрального Казахстана.
         Составление прогнозно-металлогенических карт Центрального Казахстана и проверка их эффективности на практике охватывают период 1952-1958гг. На основании анализа имевшегося материала о состоянии геологической изученности Центрального Казахстана.Сатпаев выявил основные этапы геологического развития этого региона (допалеозойский, раннекаледонский, позднекаледанский, ранневарийский, поздневарийский, кимероальп), а также основные структурные элементы, характеризующие основные черты геологические строения и металлогеническую специфику Центрального Казахстана в течении каждого из шести геотектонических этапов. Был составлен комплекс вспомогательных палеогеографических, металлогенических и других карт. На следующем этапе своих исследований Сатпаев изучил особенности генетической природы месторождений отдельных полезных ископаемых, установил их своеобразие в геохимичской, минералогической, геолого-структурном отношениях, геологический возраст их формирования.
         Как ученый- новатор , ученый-организатор, Сатпаев неизменно оперативно и творчески откликался на запросы народного хозяйства республики, вел борьбу за теоретическую глубину и практическую эффективность исследований, добивался внедрения в народном хозяйстве.
         С именем Сатпаева связаны строительство горно-металлургического комбината в Джезказгане, металлургических заводов в Караганде и Балхаше, множества месторождений Родного Алтая, фосфоритов Каратау, железных и марганцевых руд Улытауского региона и мн. др.


Обратно к списку


улица Жиенгали Тлепбергенова, бывшая улица Кавказская


         Жиенгали Адилович ( 1895 г., ныне Темирский район Актюбинской области - 2.03.1933 г. там же.) - казахский писатель, журналист. Член КПСС с 1926 г. учился в медресе "Хусаиния" в Оренбурге ( 1913-1914 гг.), "Галия" в Уфе ( 1915-1918 гг.). Редактор ( после Беимбета Майлина) рукописного журнала "Садак". В 1918-1925 гг. находился на педагогической работе, заместитель редакций газеты "Кедей" ( Актюбинск, 1925 г.), ответственный редактор газеты "Бостандык туы" (Петропавловск, 1926 г.), директор Казахского института народного просвещения ( 1927-1928 гг.), редактор Казгосмитиздата (1931г.), газеты "Социалистiк майдан" ( г. Темир, 1932-1933 гг.). Первые произведения "Меченые", посвящены теме коллективизации. Тлепбергеновым написаны пьесы "Перизат-Рамазан", "Корреспондент", поставленные в казахских театрах.


Обратно к списку


в дополнении скачайте дoкумент в формате WORD.



Салам всем вам! $_MUZon Стихотворельня! uProgrammer Наш город Записочки!
e-mail: erbolius@mail.ru
tel:+7 3132 545795.
mobilphone:+7 300 6145692.
Сайт управляется системой uCoz