Герб моего города - Актобе!!!
Салам всем вам! $_MUZon Стихотворельня! uProgrammer Наш город Записочки!

Основание Актобе!!!
Исторические деятели нашего города! Названия улиц!
Исторические страницы нашего города.cохранить документ


Карта моего Актюбинска!
Карта Актюбинска Главная площадь города! Главная улица Актобе! Ночная площадь Актобе! Ну в общем тоже главная улица в конце Ночная КОРОНА

Исторические страницы нашего города.


         В 1868 году "Заложено на р. Илек Актюбинское укрепление, в котором должно быть сосредоточено управление Илекским уездом Тургайской области" (из донесения руководителя отряда). Военное укрепление строилось гарнизоном приблизительно в 310 человек. Солдаты гарнизона: Шменев, Кобияков, Мисюрин, Куклев, Гаврилов остались в укреплении на жительство, когда оно было преобразовано в город. Поставщик провианта отряду Емельян Тухтин - извлёк большую выгоду, на прекрасных у Каргалы собрал большой урожай пшеницы. Оренбургские купцы, например, М.Габбасов, получили затем разрешение торговать в укреплении Ак-тюбя.
         Земли возле Ак-тюби обживали переселенцы из разных губерний Российской Империи. Части жилого района возле укрепления назывались "Верхний", "Нижний", "Барбет I", "Барбет II". Известно, что старостами Верхнего посёлка в 1887 году были Гаврилов Н., Нижнего - Плюта Г.
         По берегам рек Илек и Каргала строились мельницы: водяные, ветряные, оконные с просушкой, с маслобойкой…Именно мельницы можно отнести к первым очагам промышленности нашего города.
         И когда один из сыновей Якова Каюдина - Ефрем, развернул дело в соответствии с техническим прогрессом, то он купил французский аппарат для мельницы, работавший на нефти.

От двухклассного училища до университета

         Со времени введения нового степного положения 1868 года об образовании Тургайской области и выделении ее из Оренбургского края в самостоятельную единицу и разделения таковой на 4 уезда (в том числе и Актюбинский уезд) наступило спокойное время после некоторых народных волнений. Это дало возможность администрации заняться постепенным проведением в жизнь киргизов (так называли в то время казахов) начала гражданственности. Имея в виду, что сближение казахов с русскими, утверждение среди них понятий законности и порядка зависят прежде всего от проведения в массы русского образования, областная администрация обратила внимание на устройство школ в степи.
         Первым очагом народного образования в Актюбинском уезде является Актюбинское русско-киргизское двухклассное училище, открытое в 1881 году в Буртинской волости и переведенное в 1884 году в укрепление Актобе. При училище имелся интернат на 30 казахских мальчиков, русские мальчики допускались для обучения в качестве приходящих (в дальнейшем девочки тоже допускались в училище). Кроме обучения грамоте, в училище было введено обучение ремеслам: столярно-токарному, переплетному и сапожному, в 1890 году введено обучение пению и гимнастике. Когда число детей в училище возросло до 160, то стараниями священника Александро-Невской церкви в 1890 году была открыта церковно-приходская школа. В сентябре 1895 года было открыто русско-киргизское женское училище на 70 учащихся: 50 русских девочек и 20 киргизских (казахских). Много сил и энергии приложила местная интеллигенция для открытия в 1911 году Марьинского училища.
         Таким образом, к концу девятнадцатого столетия в городе было 3 училища и 18 школ в аулах. Но вот наступает двадцатое столетие. Прокладывается через Тургайскую область рельсовый путь Ташкентской железной дороги и открывается новая эра в жизни города. Широкой волной хлынуло переселение. Едва устроившись на новой родине, переселенцы, по естественному требованию души, вскоре же запросили пищи духовной, запросили школ. И вот закипела работа на ниве народного образования, стал разгораться светильник народного просвещения. За короткое время в городе и его уезде значительно увеличилось число школ: в 1908 г.- 12 русских начальных училищ, в 1909 г. - 25, в 1910 г. - 19, в 1911 г. - 32, в 1912 г. - 15, в 1913 г. предполагалось открытие 25-30 училищ.
         Массовое открытие училищ потребовало значительного количества учителей. Это обстоятельство и побудило учебный округ открыть в 1909 году при Актюбинском городском четырехклассном училище двухгодичные педагогические курсы. Наряду с этим встал вопрос об открытии в Актюбинске учительской семинарии, которая могла бы готовить кадры учителей, более приспособленных к деятельности при местных тяжелых условиях в новых поселках, чем те случайные лица, которые попадали из Центральной России. И вот в 1912 году эта проблема решилась. А 5 октября 1912 года в Актобе состоялось скромное, но имеющее великое значение для всего края торжество - открытие учительской семинарии и училища при нем.
         Последним и, можно сказать, главным культурным шагом городе Актобе в 1913 году является открытие учебного заведения 1-го разряда (частной гимназии). Для маленького, с незначительными средствами города Актобе открытие частной гимназии должно считаться немаловажным событием. Немало потребовалось энергии и труда, пока удалось осуществить заветную мечту.
         Время неумолимо. Это оно диктует нам новые веяния. И вот спустя 80 лет в Актобе появились частные учебные заведения. Проводя невидимую нить от истоков зарождения первых очагов народного образования до нынешних дней, хотелось бы закончить наше повествование на оптимистической ноте.

О городе,Татарской слободе и Оторвановке

         До 1880 года переселенцы селились без всякого плана на указанном Шлиттером (начальник Актобенского укрепления) месте. После прихода к руководству укреплением капитана Сунгурова архитектором Свинцицким был составлен первый план поселения.
         Осенью 1878 года на северо-западной стороне северного холма выросли 8 хат первых вольных переселенцев. Так был заложен порядок первой Старожительской улицы (переименованной в 1913 году в улицу Александровскую, в 1920 году - в улицу имени Карла Либкнехта, а с 1992 года - в улицу имени Шернияза). В марте 1879 года прибыло еще 16 семейств вольных переселенцев. Они поселились на восточной стороне, а большинство образовали второй западный ряд первой улицы. В июне 1880 года прибыли еще три семьи, которые заложили начало второй улицы с северного конца, названной Илецкой (затем Оренбургской, с 1924 года - имени Ленина, ныне - ул.им. Айтеке би).
         Первоначально поселенцы селились с севера на юг, причем пустырь между улицами долгое время оставался незаселенным. Здесь позже были отведены места торговцам, которые переселились из Верхнего Татарского поселка. С 1885 года поселение в Верхнем поселке было окончательно воспрещено и составлен проект о переносе базара ближе к Нижнему поселку. С 1884 года Актобе начинает носить название двух поселков, причем населяемая часть называлась Нижним, а прежняя - Верхним или Татарским, так как в нем приселялись преимущественно татары- торговцы.
         В 1887 году прибыла новая партия переселенцев из войска Донского и стала заселять местность в расстоянии одной версты к югу от Татарского (Верхнего) поселка. Благодаря этому образовался новый поселок, который назвали Новочеркасский, в простонародье названный Оторвановкой, как оторванный от города, расположенный не с западной (Верхний поселок), а с юго-восточной стороны южного холма.
         Начало поземельного устройства в Тургайской области и , и частности, в Актобе было положено в 1883 году, когда военным губернатором Тургайской области был назначен А.П.Проценко, который принимал все меры по благоустройству поселенцев. Он ежегодно приезжал в Актобе, осведомлялся о нуждах поселенцев, рещал их проблемы. Он не только указал место для заселения Новочеркасской слободы, но и отвел несколько первоначальных приусадебных мест.
         В августе 1887 года Проценко, будучи в Актобе, отдал распоряжение, по которому у жителей укрепления была взята подписка в следующем: “... мы, нижеподписавшиеся жители укрепления Актобе и пригородных поселков Верхнего и Нижнего, даем настоящую подписку в том, что на общем сходе объявлены условия, по которым отведены дворовые места, а именно: каждый получивший дворовое место бесплатно или за плату с торгов обязан в продолжение двух лет выстроить жилое строение и огородить его, в противном случае место отбирается, далее никто не имеет права уступить ни даром, ни за деньги своего дворого места, а также мена местами”.
         Для тех, кто не проникался бытовыми условиями первых поселенцев, может показаться непонятным, почему это первые поселенцы не умели использовать такую ширь да благодать в привольных степях, почему никто из них не составил состояния. На заре нашей степной жизни первый поселенец являлся в то время не “хищником”, а первым колонизатором пустовавших земель. Он первый положил начало земледельческому хозяйству, он первый провел борозду и положил начало культурной жизни. Но наряду с этим земледельцы при самых благоприятных, казалось бы, условиях пользования землей всегда оставались бедными.
         Главными причинами, мешавшими поселенцам упрочить свое состояние, были отсутствие чередования посевов, и из-за этого земля истощалась и становилась малоплодородной, кроме пщеницы другие злаки не имели спроса на рынке. Были еще косвенные причины: периодическая засуха, суровые малоснежные зимы, истребление хлебов разными вредителями: саранчой, кобылкой, сусликами и, наконец, хлебовредительной “помхой” (помох), или “мглой”, особым видом тумана, очень едкого, способного за короткое время погубить некоторые виды хлебов, преимущественно пщеницу и рожь, на огромном пространстве.
         И все-таки первые поселенцы победили, преодолев все невзгоды. Они научились выращивать хлеб, несмотря на все трудности.

Храм на белом холме

Начало

         “Помня ваши начальнические постановления при назначении на настоящую должность и считая священным долгом все сделанные мне наставления исполнить по возможности в точности и поставив себе в обязанность выполнить одно из главнейших, которое состоит в построении Священного храма в укреплении...” - так начинается письмо Гр.Павленко, начальника укрепления Актобе, к оренбургскому генерал-губернатору, датированное маем 1870 года.
         В те далекие времена атеизм еще не был в моде и выходцы изРоссии, приехавшие на службу в незнакомый степной край, нуждались в церкви. Глубокая, привитая еще в раннем детстве религиозность простых солдат - выходцев из народа - давала о себе знать. То же касалось и старших чинов, оставшихся без духовного наставничества, что, по всей видимости, и привело к “оскудению” веры, а значит, и морали офицерства (об этом чуть ниже).
         Небольшой гарнизон был не в силах собрать достаточной для строительства суммы. О чем капитан Павленко и уведомил генерал-губернатора: “Но так как число чинов весьма ограничено, то и пожертвованных денег высшими чинами в числе 89 рублей оказывается недостаточным”. Далее в своем послании капитан просит:”...осчастливить как меня, так и всех чинов гарнизона пожертвованием посильной лепты для благого дела”.
         Просьба была удовлетворена, причем в масштабах, о которых начальник укрепления Актобе, наверное, и не предполагал - пожертвования собираются по всей империи! Об этом свидетельствуют переводы, присланные “казенными палатами” со всех концов страны: Москвы, Киева и даже Варшавы. В общем, вся громада Российской империи принимала участие в постройке храма на белом холме посреди бескрайних казахских степей. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Десяток лет пролетит со времени просьбы Гр.Павленко до постройки храма. А пока укрепление снабжают походной церковью. Сохранился документ тех времен, в котором некий священник Василий Зватарев по причине “оскудения религиозных чувств у чинов гарнизона” просит “о дозволении ему ... степных командировок в Актобе... устроить там походную полотняную церковь”. Такие командировки, судя по всему, были разрешены, и в Оренбурге появляется “Дело о снабжении укреплений Эмбенского и Актюбинского походными церквами”, начатое в 1871 и закрытое в 1874 году. В “Дело...” подшит любопытный список из 25 предметов культа, среди которых: Евангелие большое и малое, полный круг богослужебных книг, кадило, кропило и еще 20 наименований с указанием цен. Итак, время бежало вперед, подходил к концу 1879 год.
         18 октября к Его Высокопревосходительству господину оренбургскому генерал-губернатору из Министерства внутренних дел военного губернатора Тургайской области отправляется письмо следующего содержания:”С высочайшего соизволения в 1870 г. открыта была подписка по всей империи на возведение в укреплении Ак-тюбе православного храма, во имя св.Благоверного Князя Александра Невского. В настоящее время из пожертвований составилась сумма в 19000 рублей, вполне достаточная на постройку вс.храма из кирпича на 300 прихожан”.
         В скором времени на самом высоком месте укрепления Актобе началось долглжданное строительство. Велось оно в соответствии с “Проектом церкви для степных укреплений в Оренбургском военном округе”. Возможно, что были допущены некоторые вариации, связанные, скорее всего, с “творческим вдохновением” инженера, ведущего строительство. Кстати, похожая церковь сохранилась до сих пор на станции Шалкар, став составной частью местного вокзала.

Брошенный колокол

         Около пятидесяти лет простоял Свято-Александровский храм на том месте, где ныне расположен областной драматический театр. Пережил он несколько войн, революции, но последствии известной “безбожной пятилетки”, объявленной Сталиным и направленной на полное искоренение среди советских людей религиозной веры, храм пережить не мог. Одно из старейших нашего города было разрушено в страшные 30-е годы.
         Сегодня от той церкви осталось немногое: позеленевшая от времени крышка кадильницы да несколько хранящихся в областном архиве церковно-приходских книг с записями о рождении и крещении. Еще остались воспоминания людей, посещавших этот храм и видевших его руины. Да и этих людей с каждым годом становится все меньше.
         Антонина Степановна приехала в Актобе весной 1927 года из поселка Сорочинск Оренбургской области. По ее словам, она была удивлена скромными размерами главной городской церкви. Ведь даже в ее родном поселке была не одна, а две гораздо больших церкви. Впрочем, несмотря на свои малые размеры или, наоборот, благодаря им, Свято-Александровский храм был очень уютным. И все же он кому-то помешал...
         Обломки стен, купол и колокол еще долго лежали в пыли и трогать их никто не решался. Позже колокол увезли, наверное, на переплавку, а площадь освободили от руин и использовали под строительство театра.

“Былого уже не вернешь...”

         “То была великая трагедия для нашей страны. Храмы, церкви безжалостно разрушали повсюду. Не миновала чаша сия и Актобе. Храм Александра Невского был разрушен якобы по воле народа. На самом деле все было не так. Ломать стены заставили заключенных, притом место было оцеплено солдатами и подойти туда никто не мог. Да и боялись люди, ведь за желание унести и сохранить что-нибудь от разрушаемой святыни можно было поплатиться свободой, а то и с жизнью.
         Как-то судьба столкнула меня с одним стариком, который находился в одном лагере с последними священниками этого храма. Из его слов следует, что все они были расстреляны. В православии людей, претерпевших за веру, называют мучениками и причисляют к лику святых. Не хотелось бы, чтобы такая беда вновь посетила наш народ, нашу страну.
         Конечно, былого уже не вернешь, разрушенных храмов не восстановишь, но слава Богу, сейчас строятся новые святыни. Например, к 130-летию Актобе открывается мечеть. Несоменно, это великая святыня для всех мусульман. Тем более, что строящийся минарет будет самым высоким в Казахстане. И нам также хотелось бы отметить день рождения нашего города закладкой часовни. Это большой праздник для горожан, и часовенка стала бы напоминанием об этой дате”.







Салам всем вам! $_MUZon Стихотворельня! uProgrammer Наш город Записочки!
e-mail: erbolius@mail.ru
tel:+7 3132 545795.
mobilphone:+7 300 6145692.
Сайт управляется системой uCoz